Загрузка...

Роковая ошибка (1988, СССР) криминальная драма

  • Читают: 1522
  • Роковая ошибка (1988, СССР) криминальная драма

    Фильм «Роковая ошибка» выглядит как близкий родственник ленты «На окраине, где-то в городе». Схожие пейзажи, правда, более железнодорожные, нежели заводские, схожая проблематика «трудной молодежи». Впрочем, «Роковая ошибка», сильно «ужесточенная» по сравнению с «Окраиной...», тем не менее выигрывает в правдоподобии. Героини новой ленты Михаила Рощина и Никиты Хубова — четыре чрезмерно раскованные девахи — все хороши, как на подбор. Одна — толстая, как бочка, хоть и лихо изгибается в роке, вторая — щипаная блондинка с суженным набором слов, третья — самая симпатичная, но тоже исправно занимается вымогательством гривенников и избиением одноклассника, четвертая — главарь, дикий звереныш, изобретательница всех гадостей, по имени Надежда.

    До фильма писатель Михаил Рощин выпустил пьесу и повесть под тем же названием. Они были добрее. А может, сентиментальнее. Никита Хубов убрал последнее напрочь. В картине почти нет фальши, нет сочиненных ситуаций, какими бы «вывернутыми» они ни представлялись. Да, это изнанка, но жизни! И когда фальшивые слезы Нади, вымогающей банку компота — ради игры, всего лишь ради игры,— сменяются торжествующим воплем, и когда она грубо, хамски орет на приемную мать Клавдию, и когда раздевается догола, чтобы скомпрометировать понравившегося ей воина-афганца — все это в ее природе. И актриса Лариса Павлова убедительна, и режиссер Никита Хубов точен. В положенном месте Надежда произнесет фразу о том, что она никому не нужна, а затем проглотит какие-то белые таблетки, «колеса», как скажет одна из ее подружек, и заснет в пустом вагоне расформированного поезда, который покатится по рельсам куда-то в отстой.

    Но почему же эту Надю не жалко? В чем дело? Кажется, при всей объективности наблюдения сценаристов (Рощин и Хубов) и режиссера, при всем умении создать выразительную ситуацию, это именно наблюдение за ситуациями, в какие может попасть человек. Авторы, кое-как объяснив причины — почему, фиксируют моральное уродство, искажение нормы, внутреннюю расхристанность, безответственность поступков. Они делают это психологически точно, но при этом у них остаются «холодные носы». При обилии криков, драк и других острых и натуральных сцен, мы нигде не слышим крика души. Замечу, что востребуется не сентиментальность, востребуется сострадание. Без этого нет искусства, а есть лишь кунсткамера, пусть сколько угодно изобретательная. Это «неполезно», как говорит одна из девушек в «Роковой ошибке».

    Мы живем в трудную пору. Пору перехода. Это историческая пора. Жизнь идет быстро в это время. В другое — она как бы и не колышется. Медленно уходит молодость, приближается зрелость, надвигается старость, а кругом все то же, вязкое, недвижимое, то, в чем утопают идеалы и здравый смысл. Болото и стремнина реки — образы из вечных, из самых убедительных.

    Движение предполагает всматривание вперед и оглядку назад. Вот почему сегодня, думая о правильном векторе движения, мы с такой жадностью вглядываемся в идеи и лица прошлого. Философы, писатели, исторические деятели, сама история — нынче наши советники и советчики. Можно предположить, что и фильмы на историческую тему включаются в ту же работу — иначе для чего было бы обращаться к истории в художественном произведении.




    Ваше мнение о Роковая ошибка (1988, СССР) криминальная драма

    Вопрос: Бриллиантовая

    Введите ответ на вопрос
    • Государственная граница (2 часть)

      Государственная граница (2 часть)
    • Фильм 2016 Люди Икс: Апокалипсис

      Фильм 2016 Люди Икс: Апокалипсис
    • Французская кулинария

      Французская кулинария
    • Москва. Три вокзала ( 7 сезон)

      Москва. Три вокзала ( 7 сезон)
    • Семь жен одного холостяка

      Семь жен одного холостяка