Загрузка...

Смог ли Федор Бондарчук показать «Сталинград» таким, каков он был?

  • Читают: 1717
  • Смог ли Федор Бондарчук показать «Сталинград» таким, каков он был?

    Без кавычек
    Вроде бы, пестрят новостные заголовки сообщениями об очередных кассовых сборах, и это должно говорить о том, что фильм удался (те же «Утомленные солнцем», как ни пытались их раскручивать, провалились). Однако не все так просто. Такое впечатление, что зрители голосовали рублем за Сталинград без кавычек, именно как дань уважения подвигу советских солдат. Ну, и опять же, многие до сих пор надеются, что хоть про войну у нас снимать научаться «как раньше», не задумываясь о том, что кредит доверия всей индустрии был создан как раз во времена Советов, а сейчас страна другая и все здесь по другому.
    В итоге, кино получилось весьма странное, как с точки зрения содержания, так и в плане постановки. Попытка снять боевик «как на Западе», и сдобрить все это советским героизмом откровенно провалилась — Федор Бондарчук умудрился запороть оба аспекта. Впрочем, обо всем по порядку.
    Голос за кадром
    Проколы начинаются с самого начала фильма - «Сталинград» стартует в современной Японии, где герой, от лица которого ведется повествование, спасает погребенных под развалинами немецких туристов. Очевидно, так режиссер хотел подчеркнуть гуманистическое отношение русских к былым врагам, а заодно ввести в картину закадрового рассказчика.
    Прием этот может и хорош, но для боевика, которым пытается казаться картина, решительно неуместен. Голос за кадром дистанцирует героев от зрителей, к тому же, задавая вялый темп повествованию. К тому же, чем дольше длиться фильм, тем более условным становится рассказчик — по ходу кино показываются такие кадры, о которых незримый комментатор не мог знать даже от матери, которая была свидетельницей несколько других событий.
    Невыразительность данного приема сыграла еще одну злую шутку с фильмом — немецкие персонажи вышли куда выразительнее, чем сами герои Сталинграда. Еще бы, ведь капитан и полковник вермахта, сыгранные более зрелыми актерами и обеспеченные драматическим материалом, выделились на фоне общего занудства повествования.
    Батальные сцены
    Но Сталинград — это, прежде всего, война. Есть ли она в фильме и как показана? Да, есть, и в первые минуты даже начинает казаться, что отечественное кино таки научилось использовать спецэффекты, заодно вернув растерянные знания в постановке батальных сцен. Однако все портит нелогичность происходящего.
    Взять тот же эпизод с горящими солдатами идущими в атаку — неужели кто-то всерьез думает, что облитый топливом человек может представлять реальную угрозу для врага? Или даже финальный эпизод, где последний защитник дома вызывает огонь на себя, хотя мог бы вызвать его на немцев, и не тогда, когда они уже ломились в дом, а в момент пересечения врагами площади — они были как на ладони. На фоне подобных огрехов даже не обращаешь внимания на танки 1943 года выпуска, которых в Сталинграде быть не могло.
    Локальный конфликт
    Еще одна проблема «Сталинграда» как фильма о войне — этой самой войны здесь не чувствуется. Да, в фильме очень много действия, однако основные события развиваются вокруг одного единственного дома, и в конечном счете происходящее на экране ассоциируется с конфликтом местного значения, но никак не с Великой Отечественной войной.
    В итоге, получаем камерную ленту о судьбе женщин на войне и истории одного единственного эпизода Сталинградской битвы. Причем, то, что происходит на экране, никак не заставляет сопереживать героям картины. Федор Бондарчук мог бы поучиться режиссерскому ремеслу у отца, который замечательно умел играть с чувствами зрителя, вспомнить ту же «Судьбу человека».
    Давим на живое коленом
    К слову, режиссер в данном случае что-то такое стал подозревать, но опять все испортил. Видимо, пожелав пробудить в зрителях хотя бы ненависть к врагам Родины, Федор Бондарчук ввел эпизод с сожжением немцами матери с дочкой, но вышла донельзя нелепо. Фашисты выстроились на нейтральной полосе в полный рост, а советские солдаты словно впали в какой-то ступор и не начинали стрелять, пока немцы не включили огнемет. И уже потом объятых огнем людей добивает русский снайпер, дабы избавить от мучений. Почему ранее он не занялся огнеметчиком, остается загадкой.
    Чтобы одержать победу на всех фронтах, режиссер добавил в фильм еще и любовную линию. Нет, постельных сцен как таковых в «Сталинграде» нет (иначе бы слишком высокий рейтинг присвоили фильму, и денег он собрал бы гораздо меньше), однако и так понятно, что русская девушка и немецкий офицер совсем не чаи гоняли.
    Что тут сказать, на войне всякое бывало. И некоторые наши женщины спали с немцами, и немки с советскими солдатами — чего уж тут скрывать. Вопрос в другом — при чем здесь Сталинград? Мало того, что откровенно провокационные отношения не очень вяжутся с концепцией героического фильма, так и место действия для этого выбрано просто «гениально». В Сталинграде думали не о любви и не о сексе, а о пулях, пролетающих в паре сантиметрах от головы, взрывающихся под ногами снарядах и прочих, куда более насущных проблемах. Не говоря уже о вшах (которые, кстати, в фильме только и немецкого полковника) и дизентерии. Короче говоря, это как раз тот случай, когда из зрителя пытаются выдавить эмоции чуть ли не коленом. А он при этом, вот ведь зараза, даже слезинки проронить не хочет.
    Резюме
    Что же из этого всего следует? А вывод прост: Федор Бондарчук наглядно продемонстрировал, что снять красивый коммерческий боевик о войне невозможно — слишком уж грязная и кровавая это вещь, война. Почему же режиссер выбрал именно эту тему? Да все просто — он уже наглядно доказал, что неспособен снять высокобюджетную фантастику, поэтому сделал ставку на одну из вечных тем. И многие люди действительно пришли, но не ради режиссера, сценариста или актеров, а ради Сталинграда. Вот только его-то в фильме и не оказалось.

    Смог ли Федор Бондарчук показать «Сталинград» таким, каков он был?
    Смог ли Федор Бондарчук показать «Сталинград» таким, каков он был?
    Смог ли Федор Бондарчук показать «Сталинград» таким, каков он был?



    Ваше мнение о Смог ли Федор Бондарчук показать «Сталинград» таким, каков он был?

    Вопрос: Бриллиантовая

    Введите ответ на вопрос
    • Российское кино всеми силами пытается выставить СССР в наихудшем свете

      Российское кино всеми силами пытается выставить СССР в наихудшем свете
    • Красная армия

      Красная армия
    • Не может быть!

      Не может быть!
    • Уходящая натура

      Уходящая натура
    • Сталинград

      Сталинград